Список форумов 'Борковский Конгресс' (www.yarborok.ru) 'Борковский Конгресс' (www.yarborok.ru)
Форум общественного борковского сайта
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Пионер отечественного танкостроения Н. И. Дыренков

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 'Борковский Конгресс' (www.yarborok.ru) -> Люди Нашего Края
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Тимур
Завсегдатай Конгресса


Зарегистрирован: 25.11.2009
Сообщения: 29
Откуда: Ярославль, Борок

СообщениеДобавлено: Пн Авг 02, 2010 23:37    Заголовок сообщения: Пионер отечественного танкостроения Н. И. Дыренков Ответить с цитатой

Николай Иванович Дыренков родился 12 апреля 1898 года в семье крестьянина деревни Малая Режа Шуморовского прихода Веретейской волости. Отец его Иван Алексеевич трудился разнорабочим на железной дороге, а решив выучить своих сыновей в образовательных учреждениях Рыбинска, подрядился сторожем в лютеранскую кирху. За работу получал всего лишь десятирублёвое жалованье, но главной ценностью была квартира в подвальном помещении кирхи. Проживая в этом подвале, Николай в 1908 году окончил Рыбинское второе приходское начальное училище, в 1910 году – первый класс Карякинского училища, а в 1910–1914 годы – ремесленную школу при механико-техническом училище М.Е. Комарова. Из ремесленной школы Николай вышел техником. Его изобретательному уму не помешало бы высшее образование, но началась Первая мировая война.
В годы революци Дыренков оказался в Петрограде, где оценили его технические познания и назначили исполняющим обязанности начальника воздушной обороны Петрограда. В 1918 году он возвратился в Рыбинск, где вновь пришлось жить с родителями и младшим братом в подвале кирхи. Рыбинский исполком горсовета поручил молодому инженеру Дыренкову создание Рыбинского Совета Народного Хозяйства и назначил управляющим. В середине апреля 1918 года Н.И. Дыренков выехал в Москву и выступил с отчётом в Высшем Совете Народного Хозяйства. Он рассказал о работе рыбинского совнархоза и изложил план восстановления и развития местной промышленности. Выступление Николая Ивановича на вечернем заседании 15 апреля состоялось в присутствии Ленина, которого заинтересовал толковый управленец из Рыбинска. Председатель совнаркома ещё дважды (18 и 20 апреля) принимал его. Во время бесед с Дыренковым Ленин «…подчёркивает, что национализировать нужно лишь тогда, когда есть уверенность в успехе предприятия». На вопрос Дыренкова, кого можно брать в сотрудники, говорит: «Всех – несаботажников». Предсовнаркома «сочувственно относится к проекту внутриобластного займа в 5–10 млн. руб. на три года и, считая внутренний заем одним из главных способов изыскания средств на местах, предлагает Дыренкову разработать проект такого займа».
Руководство ВСНХ предложило Н.И. Дыренкову занять пост заведующего отделом машиностроения, но он отказался. А Ленин на инструкции, полученной Дыренковым в ВСНХ, написал письмо в адрес властных структур г. Рыбинска следующего содержания:
«Рассказ т. Дыренкова о принимаемых им в Рыбинске мерах к поднятию трудовой дисциплины, о поддержке их рабочими показал мне, что рыбинские товарищи берутся за решение самых важных и неотложных задач текущего времени правильно, и я прошу представителей Советской власти и рабочих организаций г. Рыбинска принять от меня пожелания ещё более энергично работать и достигнуть наилучших успехов на этом поприще.
Председатель СНК Владимир Ульянов (Ленин)»
Естественно, активная деятельность молодого управляющего СНХ г. Рыбинска нравилась не всём, так глава местного нефтяного комитета направил в Москву, в отдел топлива при ВСНХ, письмо с жалобой на вмешательство в его дела Дыренкова. Из Москвы пришло грозное письмо о недопустимости вмешательства местного СНХ в дела нефтяного комитета. В ответном письме Дыренков деликатно объяснил, что Москва обязала местные советы народного хозяйства иметь отделы по топливу, а «…я в топливное дело не вмешиваюсь, а лишь получаю сведения из фирм «Мазут и Нобели». А нефтяной комитет во главе с Гальберштадтом выступил с нелепой речью, чтобы рабочая конференция запретила товарищу Дыренкову распоряжаться нефтью. Конференция отклонила его предложение, так как я такого распределения не произвожу, но тов. Гальберштадт сделал в Москву донос…». Очевидно, бескомпромиссность беспартийного инженера Дыренкова умножала число его противников, и он вынужден был покинуть Рыбинск.
Несмотря на короткий период работы на руководящем посту в Рыбинске Николай Иванович Дыренков запечатлён в истории города как яркая, но мало известная личность. «Знавшие Дыренкова поражались его огромной работоспособности и разносторонности интересов. Он метко стрелял. Увлекался живописью. Хорошо понимал музыку. Однажды Николай Иванович поставил цель – овладеть несколькими языками. Занимался по ночам. Правда, разговорную речь не осилил, но зато бегло читал техническую литературу. Но главным занятием для ума и души были новые конструкции машин, в том числе автобусов», - пишет историк Юлия Чубукова.
Из Рыбинска Дыренков переехал на Нижнюю Волку и принял должность инженера на Ижорском заводе. Свою короткую, но очень яркую карьеру он начал в 1927 г., предложив построить по его чертежам “бронированный автовагон” с двигателем внутреннего сгорания. Проект был реализован в металле и, что более важно, успешно эксплуатировался в течении нескольких лет в интересах наркомата здравоохранения Украины, “намотав” 6500 км. Спустя полтора года Дыренков направил в РВС СССР письмо с предложением построить колесно-гусеничный двухбашенный танк (Д-4), а в конце 1930 г. по его инициативе начались работы по бронировке тракторов “Коммунар” и Caterpiller (Д-10, Д-11 и Д-14).
Учитывая огромный охваченный материал, руководство УММ сочло возможным создание опытно-конструкторского и испытательного бюро (ОКИБ) под руководством Дыренкова и поручить ему продолжить работы по постройке бронеавтомобилей.
Ходила такая легенда: «В 1931 году к нему в конструкторское бюро на Ижорский завод прибыл зам. наркома обороны. И увидел на столе у американский журнал «Арми Ордонанс» с изображением нового бронеавтомобиля. Находчивый Дыренков быстро доложил, что и его бюро ведет работу над подобной техникой. И более того, на завтра он готов показать результат. Едва начальство отбыло, Дыренков приказал снять кузов со служебного Фордика и вместе с рабочими собрал на нем имитацию бронекорпуса из фанеры. Затем по кускам фанеры как по лекалам вырезали заготовки из броневой стали и склепали из них уже настоящий бронекорпус. К полудню следующего дня готовый образец предстал пред строгие очи зам. наркома. И этот броневик приняли на вооружение. Части Красной Армии, укомплектованные броневиками Д-8 принимали участие в зимней войне с Финляндией. Некоторое количество этих бронеавтомобилей было захвачено противником и после восстановления использовалось в финской армии до 1943 года.
В том же 1931 году была построена модификация Д-12, отличавшаяся от броневика Д-8 наличием турельной установки с 7,62-мм зенитным пулеметом «Максим», которая была смонтирована на крыше корпуса и могла использоваться для борьбы с низколетящими самолетами противника. Стрельба по воздушным целям велась стоя. В компоновке Д-12 еще сказывалось влияние тачанки по мысли конструктора, машина должна была вести разведку, а при встрече с противником отходить, прикрываясь огнем.
Ни Д-8, ни Д-12 не могли устроить военных, ибо эти машины не отвечали требованиям, которые армия предъявляла к бронеавтомобилям того периода. В конечном счете, в 1932 году на смену Д-8 пришел броневик ФАИ, вооружение которого было установлено в башне кругового вращения. Но Дыренков не успокоился. Скоро его КБ представило новые модели Д-9 и Д-13.
Тщательно взвесив все “за” и “против” руководство пришло к заключению о возможности постройки небольшой серии Д-13 из 10 единиц, но только после его модернизации. Сборку серийных машин хотели развернуть на Московском железнодорожном ремонтном заводе (Можерез) в Люблино, куда летом 1931 г. переехало ОКИБ. Тут оказалось, что корпуса слишком сложно для имеющихся мощностей этого предприятия. снова переработал конструкцию машины, отправив документацию по нему на Подольский крекинго-электровозостроительный завод, но и здесь появились огромные трудности с освоением совершенно новых деталей и способа их сборки, в связи с чем лишь в начале 1933 г. на Можерезе началось изготовление первых бронемашин.
По состоянию на 26 марта представитель военной приемки сообщал следующее: “…5 единиц готовы за исключением: не сделаны рамы с сеткой для карт, нет задних фонарей. Машины вышли на испытания. 5 единиц, кроме указанного, не установлены ящики для вездеходных цепей, не сделано крепление для шанцевого инструмента и дополнительных бензобаков…” Окончательную сборку всех 10 машин завершили к маю 1933 г., после чего серийные Д-13 были переданы в войска. Впрочем, карьера Д-13 оказалась на редкость продолжительной. “Кочуя” по различным подразделениям эти бронемашины большую часть времени использовались как учебные, что в некоторой мере позволило сберечь ресурс их ходовой части. Когда в конце 1936 года был поднят вопрос о модернизации устаревших бронеавтомобилей обнаружили, что Д-13 всё ещё числятся на балансе и после ремонта могут эксплуатироваться дальше. В 1937 году АБТУ РККА приняло решение переставить БА-27 и БАИ на шасси ГАЗ-ААА, так что возможно и Д-13 подвергли такой же доработке. На 15 сентября 1940 года бронемашины Д-13 имелись в составе следующих военных округов: ЛВО – 1, МВО – 1, ПриВО – 1, ОрВО – 3, ХВО – 1. По всей видимости, такой же состав сохранялся до начала войны с Германией, но использовались в боях бронемашины Д-13 остается неизвестным.
За краткий период работы в Опытно-конструкторском и испытательным бюро УММ под его руководством было создано более 50 моделей (не только гусеничной бронетехники, но и броневагонов и т. п.). Под руководством Дыренкова были разработаны следующие виды бронетехники: танкетки Д-7, Д-44; лёгкие танки, Д-10 (1931) на базе гусеничного трактора «Коммунар 9 ГУ» (изготовлен один опытный образец), Д-11 (1931) на базе гусеничного трактора «Катерпиллер-60» (изготовлен один опытный образец); средние танки Д-4 (1931) (изготовлен один опытный образец), Д-5 (1932) (изготовлен только макет); бронированный десантный танк Д-14 (1931) (изготовлен один опытный образец); химический танк (танк химического нападения) Д-15 (1931) (изготовлен один опытный образец, который даже не испытывался); колёсная боевая химическая машина Д-39. Лёгкие бронеавтомобили: Д-8 (1931) на базе автомобиля ГАЗ-А (выпускался серийно на Ижорском заводе), Д-12 (1931) на базе автомобиля ГАЗ-А, отличался от Д-8 вооруженем и назначительно конструкцией корпуса. На базе его затем был выпущен бронеавтомобиль ФАИ (выпускался серийно). Средние бронеавтомобили: Д-9, Д-13 (1931) на базе автомобиля Форд-Тимкен. Автобронедрезина Д-37. Модернизированный танк БТ (Д-3Cool. Кроме того, Николай Иванович принимал участие в разработке корпуса для лёгкого танка Т-20 (1930). После расформирования Опытно-конструкторского и испытательного бюро УММ РККА в декабре 1932 был назначен заместителем директора НАТИ и начальником отдела механизации и моторизации НАТИ. Что касается самого конструктора, то в декабре 1932 года военные отказались от его услуг, уволив его с должности начальника опытно-конструкторского и испытательного бюро. После этого Дыренков предлагал свои услуги КБ ОГПУ, но и здесь его ждала неудача. Арестован 13 октября 1937 г. Приговорен: ВКВС СССР 9 декабря 1937 г., обвинение: участии в диверсионно-террористической организации. Расстрелян 9 декабря 1937 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Коммунарка. Реабилитирован в декабре 1956 г. ВКВС СССР
(Г. И. Корсаков, Т. Э. Бикбулатов)
_________________
Всякий, кто долго мучается - виноват в этом сам
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
mikas
Site Admin


Зарегистрирован: 03.11.2006
Сообщения: 5221
Откуда: Борок, Ярославщина

СообщениеДобавлено: Вт Авг 03, 2010 0:19    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Замечательно!!!
А портрет у Вас есть? Надо будет и в Википедию поместить, там лишь упоминание об этом человеке.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Тимур
Завсегдатай Конгресса


Зарегистрирован: 25.11.2009
Сообщения: 29
Откуда: Ярославль, Борок

СообщениеДобавлено: Вт Авг 03, 2010 0:30    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У сожалению, нет фото. Веренее, есть у Корсакова в книжке - но оч-чень плохая!!! Кстати, уже по количеству можно открывать тему в "Мологе" - "Выдающиеся люди" Могу еще десяток накидать!!!
_________________
Всякий, кто долго мучается - виноват в этом сам
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
mikas
Site Admin


Зарегистрирован: 03.11.2006
Сообщения: 5221
Откуда: Борок, Ярославщина

СообщениеДобавлено: Вт Авг 03, 2010 0:42    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, я только закончу с подвижниками и приведу в нормальный удобочитаемый вид раздел.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
mikas
Site Admin


Зарегистрирован: 03.11.2006
Сообщения: 5221
Откуда: Борок, Ярославщина

СообщениеДобавлено: Сб Окт 23, 2010 3:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тимур писал(а):
Кстати, уже по количеству можно открывать тему в "Мологе" - "Выдающиеся люди" Могу еще десяток накидать!!!


Продолжим собирать о выдающихся людях?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов 'Борковский Конгресс' (www.yarborok.ru) -> Люди Нашего Края Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


© 2001, 2005 phpBB Group

©MikaS